Публикации

Демографическое развитие

 

Реализуемая в Российской Федерации и Свердловской области демографическая политика направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в целом.

На федеральном уровне основные цели, задачи и направления определены в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.10.2007 г. №1351. Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2025 году – до 75 лет.

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» обозначены приоритетные направления, определены целевые показатели демографического развития: к 2018 году ожидаемая продолжительность жизни россиян должна достичь 74 лет, суммарный коэффициент рождаемости (число рождений в среднем на 1 женщину) – увеличиться до 1,753. 

В Свердловской области принята Программа демографического развития Свердловской области на период до 2025 года («Уральская семья»), утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2007 г. № 830-ПП (ред. от 16.03.2011 г.). 

Приоритетными задачами Программы «Уральская семья» являются:

1) увеличение продолжительности жизни населения, сохранение и развитие репродуктивного потенциала населения, обеспечение охраны здоровья граждан, предупреждение заболеваемости и преждевременной смертности;

2) обеспечение сохранения здоровья будущих мам и новорожденных, профилактика прерывания беременности, лечение бесплодия, повышение качества медицинского обслуживания беременных женщин;

3) обеспечение условий, способствующих укреплению семьи и рождению детей; реализация мер социальной поддержки семей, имеющих детей, и молодых семей-будущих родителей; дальнейшее обеспечение материальной основы стимулирования рождаемости;

4) повышение статуса семьи в обществе, пропаганда семейных ценностей; 

5) реализация мер в области занятости населения и миграционной политики, направленных на улучшение демографической ситуации; 

6) формирование у населения культуры ведения здорового образа жизни.

Планом мероприятий по реализации II этапа (2011-2015 годы) Программы демографического развития Свердловской области на период до 2025 года («Уральская семья»), утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 31.05.2010 г. № 839-ПП (ред. от 07.07.2011 г.), предусматривается выполнение целого комплекса мероприятий, направленных на сокращение уровня смертности населения, укрепление здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий для ведения здорового образа жизни; повышение уровня рождаемости, укрепление института семьи, повышение миграционной привлекательности Свердловской области.

В целях реализации на всей территории Свердловской области единой демографической политики приняты соответствующие муниципальные программы демографического развития и планы мероприятий по их реализации в 2011-2015 годах. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 29.09.2012 г. № 1122-ПП осуществляется мониторинг реализации муниципальных программ демографического развития, учитывающий специфику демографической ситуации, сложившейся в каждом из муниципальных образований.

Реализуемая в Свердловской области политика приносит ощутимые результаты. Так, в 2011 году впервые за последние десять лет был зафиксирован рост численности постоянного населения в результате того, что миграционный прирост перекрыл естественную убыль населения. В 2012 году впервые с 1991 года число родившихся в Свердловской области превысило число умерших. По итогам января-сентября 2012 года указанное превышение составило 689 человек.

С учетом поручений Указа Президента от 07.05.2012 г. № 606 скорректированы показатели оценки эффективности реализации Плана мероприятий по реализации II этапа Программы «Уральская семья» на 2011-2015 годы. В частности, целевые значения показателей «ожидаемая продолжительность жизни» и «суммарный коэффициент рождаемости» установлены выше среднероссийского уровня (74,1 года и 1,754 соответственно).

 

Повышение эффективности деятельности 

исполнительных органов государственной власти

 

Эффективность деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на сегодняшний день оценивается в соответствии с Указом Президента РФ от 21.08.2012 г. №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

При оценке эффективности применяется комплексный подход, который учитывает как достигнутые показатели эффективности деятельности, так и динамику их развития. При расчёте уровня и динамики эффективности деятельности региональных органов власти используется 74 показателя в четырёх сферах: госуправление, образование, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство. При этом учитываются результаты работы, оценка их населением, а также эффективность расходования бюджетных средств. Динамика рассчитывается как отклонение достигнутого регионом уровня эффективности от базового года. Уровень и динамика эффективности с разными весами складываются, и в результате выводится комплексная оценка региона. 

Вместе с тем, в настоящее время на федеральном уровне рассматривается совершенствование оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации. Министерством регионального развития Российской федерации подготовлен проект Указа Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». В нём заложен принципиально новый подход оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области. Существенно упрощается механизм расчёта комплексной оценки: вместо 74 показателей предлагается оставить 11 базовых. Они охватывают результаты деятельности региональных органов власти в сферах экономики, демографии, образования, жилищного строительства. Минрегионом России предлагается дать субъектам Российской Федерации возможность самостоятельно выбирать шесть индивидуальных показателей из дополнительного перечня 30 показателей. Затем Экспертная группа принимает решение о назначении двух индивидуальных показателя для каждого субъекта Российской Федерации.

 

Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления

городских округов и муниципальных районов

 

Эффективность деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов оценивается на сегодняшний день в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

 Методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов определена в распоряжении Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года № 1313-р «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». В методику мониторинга включены показатели, характеризующие общий объём расходов муниципального бюджета по отдельным статьям (расходы на финансирование дорожного хозяйства, на транспорт, на развитие и поддержку малого предпринимательства) и, показатели, дающие абсолютные и относительные характеристики объектов инфраструктуры муниципальных образований: количество дошкольных образовательных учреждений, доля населения систематически занимающаяся спортом, и т.п. 

Целями методики оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти является определение единых подходов к организации мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов для оценки эффективности расходования бюджетных средств, динамики изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровня социально-экономического развития муниципального образования, степени внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления.

В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления проводится оценка их деятельности в соответствии с утвержденным перечнем показателей. 

По результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области, осуществляется распределение межбюджетных трансфертов (грантов) бюджетам муниципальных районов (городских округов) для содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области.

В Свердловской области порядок подготовки доклада Глав городских округов и муниципальных районов регламентирован постановлением Правительства Свердловской области от 24 февраля 2009 г. № 196-ПП «О формировании Сводного доклада Свердловской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области». Формирование Сводного доклада о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области, выполняется с помощью автоматизированной системы, функционирующей в Правительстве Свердловской области.