В Свердловской области запущена реформа контрольно-надзорной деятельности

Заместителем Губернатора Свердловской области Александром Высокинским утверждена «Дорожная карта» по внедрению целевой модели организации контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области, которая была согласована с экспертной группой АСИ 14 февраля в рамках рабочей встречи в Министерстве экономики Свердловской области.

Напомним, что совершенствование контрольно-надзорной деятельности началось еще в 2012 году в рамках административной реформы и реализации Указа Президента от 7 мая 2012 года № 601 «О совершенствовании государственного управления».

В Свердловской области в частности по поручению межведомственной комиссии по снижению административных барьеров органами контроля были составлены и опубликованы перечни актов, содержащих обязательные требования.

В 2016 году Свердловская область в рамках «пилота» осуществляла мероприятия по переходу на межведомственное электронное взаимодействие региональных и муниципальных органов контроля с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с изменениями, внесенными в федеральный закон № 294-ФЗ о защите прав предпринимателей. Это позволит не запрашивать в ходе проверок у предпринимателей документы, имеющиеся в наличии у органов власти. Федеральные органы уже перешли на такое межведомственное взаимодействие, региональные органы завершают переход и органы местного самоуправления перейдут на СМЭВ к 1 июля 2017 года.

Также в 2015-2016 годах в федеральный закон № 294-ФЗ о защите прав предпринимателей внесен еще целый ряд поправок, направленных на совершенствование процедур контроля.

Создан Единый реестр проверок, в который заносится информация о каждой проверке всеми органами контроля. Также там размещаются планы проверок. Реестр позволяет организации по ИНН выгрузить информацию о проверках, планируемых в отношении нее.

До конца 2018 года объявлены надзорные каникулы для субъектов МСП, то есть в отношении них не проводятся плановые проверки.

В 2016 году распоряжением Правительства России утверждена «Дорожная карта» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. На уровне Российской Федерации также утверждены Паспорта Приоритетной программы совершенствования контрольно-надзорной деятельности и 8 подпроектов.

Для организации дальнейшей работы в Свердловской области Министерством экономики подготовлены два документа.

«Дорожная карта», разработанная строго в соответствии с целевой моделью «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства России от 31 января 2017 № 147-р, и Паспортом приоритетного проекта «Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях», утвержденным протоколом заседания федерального проектного комитета 27 января 2017 г. № 5. Она содержит целевые показатели и контрольные даты.

Правительство Российской Федерации во взаимодействии с АСИ утвердило для регионов следующие целевые показатели на 2017 год:

- Принятие порядков и регламентов по 100% видам регионального контроля;

- Размещение перечней актов, содержащих обязательные требования, и текстов самих актов по 100% видам регионального контроля;

- Определение критериев отнесения к определенной категории риска по 7 приоритетным видам регионального государственного контроля и составление в соответствии с ними плана проверок;

- утверждение порядка (методики) оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;

- организация системы учета подконтрольных субъектов (объектов) по всем видам регионального государственного контроля;

- внедрение специализированных информационных систем.

Второй документ, подготовленный Министерством экономики и утвержденный Заместителем Губернатора Свердловской области Александром Высокинским – это сводный план мероприятий по внедрению целевой модели, который необходим нам для внутренней организации работы. В нем более детально и поэтапно раскрывается порядок достижения установленных целевых показателей. Кроме того, в него включены меры по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, не предусмотренные целевой моделью. План мероприятий согласован со всеми региональными органами контроля, включая приоритетные, одобрен Уполномоченным по правам предпринимателей в Свердловской области, представителями ключевых региональных бизнес-объединений и экспертной группой АСИ.

В ходе согласования в нем были учтены поступавшие от экспертов предложения. Например, Дмитрием Ханиным, Членом Совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства Свердловского областного отделения «Опора России», членом экспертной группы АСИ предложено проанализировать обязательные требования к подконтрольным субъектам не только на избыточность, устаревание и дублирование, но и неоднозначность трактовки. Учтены предложения Татьяны Кансафаровой,  исполнительного вице-президента регионального объединения работодателей «Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей», члена экспертной группы АСИ по организации обучения на базе фондов поддержки малого и среднего предпринимательства подконтрольных субъектов по вопросам защиты прав предпринимателей и осуществления деятельности, подлежащей контролю.

В целом, реформа контроля должна обеспечить снижение административной нагрузки на бизнес, повышение эффективности расходования бюджетных средств, при этом одновременно должен возрасти уровень защищенности наших граждан.

Подробнее о содержании ключевых мероприятий Дорожной карты.

В первую очередь Дорожная карта направлена на формирование комфортной среды взаимодействия органов контроля и хозяйствующих субъектов, понятных правил их взаимодействия.

Для это будет проведена работа по систематизации и раскрытию обязательных требований уже к маю. К концу года планируется провести актуализацию обязательных требований, закрепленных в региональных актах, а также сформировать запрос на устранение избыточных и устаревших требований на федеральном уровне. Мероприятие по актуализации требований не включено в целевую модель АСИ, но учтено в детальном плане мероприятий Свердловской области.

Особо стоит отметить задачу по составлению и применению проверочных листов, содержащих обязательные требования к подконтрольным субъектам. Реализовать ее намечено к июню 2017 года. Внедрение проверочных листов позволит сделать процедуры проверки максимально прозрачными и конкретизированными для подконтрольных субъектов.

Прорывным моментом станет уход от «палочной системы» оценки эффективности контроля, основанной на количестве проверок и штрафов. Для анализа и оценки эффективности регионального контроля будет сформирована система показателей, характеризующих конечный результат повышения безопасности в контролируемой сфере.

Главным нововведением реформы можно назвать внедрение риск-ориентированного подхода.

То есть контролирующие органы уйдут от сплошного проведения проверок раз в три года к сокращению контроля за добросовестным бизнесом и усилению внимания к особо опасным видам деятельности и нарушителям.

Это направление также предполагает создание ведомственных баз данных о подконтрольных субъектах с историей их проверок и допущенных нарушений. Свердловская область направила в Минкомсвязи России заявку на участие в пилотном проекте по апробации прототипа системы, обеспечивающей автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций. Такая система предоставляет возможности создания личных кабинетов как инспекторов, так и подконтрольных субъектов.

Выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю будет зависеть от класса опасности подконтрольного субъекта. А классы опасности в свою очередь будут строиться исключительно на оценке уровня потенциальной опасности и критериях добросовестности бизнеса – отсутствию нарушений и жалоб.

Многие мероприятия детального плана предусматривают обсуждение с предпринимательским сообществом новых инициатив и расширение практики профилактических и просветительских мероприятий. Так, например, запланировано проведение разъяснительных мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований для субъектов, начинающих свое дело, а также составление с участием общественных объединений типовых нарушений обязательных требований и методических рекомендаций по вопросам организации деятельности с целью избегания ими нарушений обязательных требований.

Внедрение целевой модели позволит уже по итогам года увидеть ощутимый эффект и снизить административное бремя на предпринимателей.