Заседание общественного совета при Министерстве экономики и территориального развития Свердловской области

03 февраля 2021 года состоялось заседание общественного совета при Министерстве экономики и территориального развития Свердловской области (далее – Совет), в котором принял участие Министр экономики и территориального развития Свердловской области Денис Михайлович Мамонтов. Заседание вела председатель Совета Вшивцева Марина Николаевна.

Подводя итоги деятельности Совета за 2020 год, М.Н. Вшивцева отметила, что в рамках общественного контроля Советом осуществляются мероприятия по двум направлениям: экспертиза документов, разрабатываемых Министерством экономики и территориального развития Свердловской области (далее – Министерство), и мониторинг деятельности Министерства.

В рамках первого направления в 2020 году члены Совета в качестве экспертов принимали участие в рассмотрении проектов документов о внесении изменений в региональное налоговое  законодательство, в том числе по установлению на территории Свердловской области налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков и по введению в действие патентной системы налогообложения на территории Свердловской области и установлении налоговой ставки при ее применении для отдельных категорий налогоплательщиков, о прогнозе социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2021-2023 годов, а также иных значимых проектов, по таким направлениям как установление величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2021 год, разработка прогноза баланса трудовых ресурсов Свердловской области и другие. При доработке проектов документов замечания и предложения, высказанные членами Совета, учтены.

В рамках мониторинга деятельности Министерства на заседаниях Совета обсуждены вопросы по основным направлениям деятельности Министерства, в том числе важнейшие вопросы социально-экономического развития Свердловской области (о сценарных условиях социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период, о результатах проведения оценки регулирующего воздействия, об итогах реализации государственных программ Свердловской области, о кадровом обеспечении экономики Свердловской области, о результатах работы проектного офиса Свердловской области и выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 и другие). Все протокольные поручения заседаний Совета Министерством выполнены в полном объеме.

Члены Совета в течение 2020 года активно участвовали в заседаниях комиссий, советов, рабочих групп, деятельность которых координирует Министерство, а также принимали участие в антикоррупционных мероприятиях и реализации кадровой политики Министерства.

По вопросу реализации публичной декларации целей и задач Министерства за 2020 год были обсуждены результаты по основным направлениям работы Министерства.

Для достижения цели «Создание единой системы стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием Свердловской области, скоординированной с приоритетами развития муниципальных образований» в 2020 году Министерством решались следующие задачи.

В рамках реализации задачи по формированию документов стратегического планирования Свердловской области в 2020 году был разработан и согласован исполнительными органами государственной власти проект закона «О внесении изменений в Стратегию социально-экономического развития», после чего внесен в Законодательное Собрание Свердловской области в порядке законодательной инициативы Губернатора Свердловской области. При этом, Законом Свердловской области об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, предусмотрено финансирование в размере 30 млн. рублей на формирование проекта новой Стратегии социально-экономического развития до 2035 года.

Проведена большая работа по оперативному мониторингу, анализу и оценке влияния пандемии на макроэкономические показатели социально-экономического развития Свердловской области.

По результатам мониторинга подготовлены предложения по корректировке основных макроэкономических показателей Стратегии развития Свердловской области до 2030 года, сформирован дополнительный пессимистичный вариант среднесрочного прогноза, учитывающий более сильное влияние негативных факторов на ключевые отрасли экономики Свердловской области. Также с учетом изменения макроэкономической ситуации в 2020 году началась работа по разработке долгосрочного прогноза до 2035 года. Завершить его разработку планируется к концу 2021 года.

В рамках задачи по реализации документов стратегического планирования Свердловской области утвержден и выполняется План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы. Отчет о ходе реализации в 2019 году Плана-2030 был подготовлен Министерством и направлен в июне 2020 года в Счетную палату и Законодательное Собрание Свердловской области.

К концу 2024 года планируется достичь значения 91 показателя 1-го уровня (97,8%) и 266 показателей 2-го уровня (96,4%). Выполнение по Плану-2030 в целом составит 96,8%. В 2021 году будет продолжен мониторинг выполнения Плана-2030, а также начнется корректировка Плана-2030 после соответствующих внесений изменений в Стратегию с учетом задач, указанных в национальных проектах.

В рамках деятельности по совершенствованию методологии государственных программ Свердловской области Министерством осуществлялась поэтапная работа по актуализации Порядка формирования и реализации государственных программ Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 17.09.2014 № 790-ПП. По итогам 2020 года проведена интеграция региональных проектов, реализуемых в рамках федеральных (национальных) проектов, в областные государственные программы, утверждена новая Методика оценки эффективности госпрограмм Свердловской области.

В рамках задачи по формированию предложений по созданию условий для развития агломераций Свердловской области организована работа рабочей группы по развитию городских агломераций и межмуниципальному сотрудничеству с участием представителей реального бизнеса, общественности, науки и культуры.

В целях реализации задачи по Содействию в реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года в Свердловской области проведен сбор и обработка предложений от исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления представителей научного сообщества по проекту Федерального закона «О городских агломерациях». По итогам сформирован перечень предложений и направлен в адрес Минэкономразвития РФ.

Кроме того, в 2020 году представителями Министерства, Правительства Свердловской области и Администрации города Екатеринбург начато обучение по программе Сколково «Обучение команд, управляющих проектами развития городов» (Master of Public Administration) в целях привлечения дополнительного объема инвестиций на реализацию стратегически важных проектов для Екатеринбургской агломерации.

В рамках реализации цели «Создание условий для повышения качества жизни» подведены итоги деятельности Министерства по кадровому обеспечению экономики и поддержке некоммерческого сектора. Объем государственной поддержки некоммерческих организаций по предварительным итогам 2020 года составил более 480 млн. рублей. Специалистами Министерства ежегодно оценивается потребность в подготовке кадров для региона. Потребность в подготовке кадров по программам среднего профессионального образования на 2021–2023 годы составляет 26 444 специалиста.

В части решения задачи совершенствования процессов предоставления государственных и муниципальных услуг в Свердловской области подведены следующие итоги.

За получением государственных и муниципальных услуг за девять месяцев 2020 года обратилось более 38 миллионов заявителей, что на 7% ниже уровня января-сентября 2019 года. Снижение обусловлено введением ограничительных мер (в том числе в деятельности органов власти, учреждений, включая МФЦ), связанных с распространением новой коронавирусной инфекции. Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг в среднем по Свердловской области составил 96,7% (при установленном плане – 90%).

В 2020 году продолжалась работа по организации предоставления услуг по принципу экстерриториальности, то есть независимо от места жительства или места пребывания заявителей. В 2021 году данная работа будет продолжена.

В рамках внедрения в Свердловской области механизмов инициативного бюджетирования, все приоритетные мероприятия выполнены, целевые индикаторы достигнуты. Размер охвата инициативным бюджетированием муниципальных образований составил 57,5%, что на 2,5% выше планового показателя. Были реализованы 14 проектов в 11 муниципальных образованиях с общим объемом финансирования в 12,6 млн. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета – 6,1 млн. рублей и 3,2 млн. рублей за счет участия в софинансировании заинтересованных граждан и социально-ориентированного бизнеса.

В рамках реализации цели «Повышение темпов и обеспечение устойчивости экономического роста Свердловской области» обсуждалось выполнение следующей задачи - достижение одного из показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации – это «Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики».

На 2020 год данный показатель установлен в количестве 549 тыс. единиц. По прогнозным данным за январь-сентябрь 2020 года показатель достигнут на 90% от плана - 491,5 тыс. единиц. По итогам 12 месяцев планируется 100-процентное достижение показателя. Статистические данные за 2020 год будут доступны в апреле 2021 года. Следует отметить, что на заседании Госсовета принято решение об исключении с 2021 данного показателя из Перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов.

В рамках выполнения цели «Повышение комфортности условий ведения бизнеса» по направлению совершенствования контрольно-надзорной деятельности в 2020 году была продолжена реализация целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности» в Свердловской области. Обеспечена координация работы трех исполнительных органов государственной власти Свердловской области по разработке и утверждению критериев риска по четырем региональным видам контроля. В 2021 году работа по переходу всех видов регионального государственного контроля на риск-ориентированный подход в Свердловской области будет завершена. Мероприятия проходили в постоянном взаимодействии с экспертным сообществом и ключевыми общественными организациями, в том числе с участием членов Совета.

В 2020 году проведена работа по созданию портала для предпринимателей по контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области. В настоящее время проводится тестирование его корректной работы, а также наполнение разделов региональными и территориальными федеральными органами контроля.

По направлению оценка регулирующего воздействия в 2020 году процедура ОРВ проведена по 64 проектам нормативных правовых актов Свердловской области и по 314 муниципальным нормативным правовым актам, экспертиза проведена по 9 нормативных правовым актам Свердловской области и по 156 муниципальным нормативным актам.

По результатам оценки работы регионов по итогам 2020 года, проведенной Минэкономразвития России по обновленной в ноябре 2020 года методике, Свердловская область в рейтинге качества проведения оценки регулирующего воздействия вошла в группу «Хороший уровень».

В части деятельности по совершенствованию регионального налогового законодательства в 2020 году принято 18 законопроектов и 1 постановление Правительства региона, регулирующие правоотношения в сфере регионального налогового законодательства, проведен анализ использования и эффективности налоговых преференций, предоставленных в соответствии с региональным налоговым законодательством в 2019 году. Налоговые преференции показывают свою эффективность – на 1 рубль льготы приходится 9 рублей налоговых платежей в бюджет области.

В рамках выполнения цели «Реализация региональной составляющей национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» в части регионального проекта «Системные меры по повышению производительности труда» в 2020 году проектом было предусмотрено два показателя:

1) Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта. Плановый показатель на 2020 год - 74 соглашения нарастающим итогом, по состоянию на 01 января 2021 года количество подписанных соглашений с предприятиями составило 87, или 117,6 % от плана.

Количество подписанных соглашений с предприятиями по состоянию на 01.01.2021 составило 87, или 117,6 % от уровня Планового показателя на 2020 год – 74 соглашения нарастающим итогом.

2) Рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики. Плановое значение на 2020 год – 102,3%. Статистические данные будут представлены 1 ноября 2021 года в соответствии с планом статистических работ.

С 2021 года в части национального проекта «Производительность труда» внесены изменения на федеральном уровне. Установлен новый показатель – «Количество руководителей, обученных по программе управленческих навыков для повышения производительности труда», а также установлен новый результат проекта – ежегодное проведение конкурса лучших практик наставничества среди предприятий – участников национального проекта.

Среди основных задач на 2021 год можно отметить достижение показателя национального проекта «Производительность труда» и проведение конкурса лучших практик наставничества среди предприятий – участников национального проекта в июне-июле 2021 года.

В рамках развития системы проектной деятельности в Свердловской областив 2020 году в регионе продолжена работа по реализации региональной составляющей 12 национальных проектов – 57-ми региональных проектов и программ. В настоящее время завершается работа по приведению паспортов региональных проектов в соответствие федеральным проектам с учетом их «настройки» под национальные цели развития Российской Федерации, определенные до 2030 года.

Большая работа по организации проектной деятельности проведена на муниципальном уровне. Утвержден и реализуется муниципальный компонент региональной составляющей национальных проектов. В целях закрепления персональной ответственности глав муниципалитетов за достижение установленных целевых параметров организовано заключение соглашений между руководителями региональных проектов и главами муниципальных образований о реализации муниципального компонента, функционал для заключения соглашений и формирования паспортов муниципальных проектов реализован в автоматизированной информационной системе управления проектной деятельностью (АИС УПД СО).

Отметим, что в настоящее время процессы управления проектами как на региональном, так и на муниципальном уровне полностью переходят в цифровой формат. В 2020 году проведена работа по модернизации АИС УПД СО, усовершенствован функционал для осуществления оперативного контроля и мониторинга реализации проектов. Для участников региональных проектов разработано мобильное приложение.

В ходе обсуждения членами Совета был отмечен масштаб и высокий уровень проведенной работы Министерства по основным направлениям деятельности. Решением членов Совета результаты реализации Публичной декларации целей и задач Министерства за 2020 год и проект на 2021 год одобрены.

Кроме того, на заседании Совета рассмотрен и одобрен проект приказа «О ведомственных наградах Министерства экономики и территориального развития Свердловской области».

Также членами Совета одобрен перечень вопросов для формирования Плана работы Совета на 2021 год.