Развитие системы досудебного обжалования обсудили члены рабочей группы по координации реформы контрольной и надзорной деятельности в Свердловской области
Развитие системы досудебного обжалования обсудили члены рабочей группы по координации реформы контрольной и надзорной деятельности в Свердловской области. По поручению Первого Заместителя Губернатора Свердловской области Алексея Шмыкова заседание провел Министр экономики Руслан Садыков. Открывая заседание,он отметил, что досудебное обжалование вносит большой вклад в повышение открытости работы контролеров. Это возможность для предпринимателей оперативно, без лишней волокиты, в электронной форме и в удобное время обратиться в орган контроля исходя из конкретной жизненной ситуации.
Заседание прошло в расширенном составе – в нем приняли участие руководители и представители территориальных подразделений федеральных органов контроля, региональных и муниципальных органов контроля (надзора), Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области и ключевые бизнес-объединения региона.
Главным спикером мероприятия стал заместитель директора Центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности Центра стратегических разработок Константин Никитин. Фонд «Центр стратегических разработок» принимает большое участие в разработке и реализации реформы контроля (надзора) в целом по стране и активно сотрудничает с регионами, в том числе по вопросам повышения качества контрольных (надзорных) функций, делясь своим практическим опытом и оказывая экспертную поддержку по многим актуальным вопросам реформы.
Говоря о сервисе досудебного обжалования, Константин Никитин подчеркнул, что данные о количестве обращений в регионе показывают востребованность данного сервиса для бизнеса, для контролируемых лиц. Вклад по популяризации этого сервиса вносят и сами органы контроля тем, что информируют и рассказывают бизнесу, как и что можно оспорить, и в целом, что можно направить обращение используя понятный и доступный цифровой сервис.
Так, число обращений в рамках механизма досудебного обжалования в Свердловской области существенно выросло – в 1,7 раза по сравнению с прошлым годом. При этом порядка 30 процентов всех обращений поступает в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, что характерно и для других регионов России.
Однако, в отличии от общероссийских тенденций, в Свердловской области наибольшую долю составляют ходатайства о продлении срока исполнения предписания, а это значит, что нашим контролёрам необходимо продолжить информационно-разъяснительную работу с бизнесом о необходимости своевременного исполнения ранее выданных предписаний.
Константин Никитин дал рекомендации контролерам по применению инструментов досудебного обжалования, в том числе с акцентами на сферы деятельности бизнеса. Для повышения эффективности «досудебки» органам контроля (надзора) необходимо на системной основе проводить анализ поступающих обращений, анализировать количество жалоб и ходатайств, в том числе и тех, которые были удовлетворены по результатам их рассмотрения.
Кроме того, необходимо на системной основе рассматривать судебную практику взаимодействия с бизнесом - это поможет повысить качество отдельных процедур контроля (надзора) и повысить уровень доверия бизнеса к контролёрам.
Далее в рамках заседания были рассмотрены результаты и практики работы по досудебному обжалованию территориальных подразделений федеральных органов контроля – Росприроднадзора, Ространснадзора, Россельхознадзора и МЧС России. Из региональных практик работы с данным инструментом рассмотрена практика Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.
Участники обсудили востребованность «досудебки», отметили удобство сервиса для взаимодействия с предпринимателями, представили анализ причин подачи жалоб, в том числе в разрезе жизненных ситуаций, наметили пути оптимизации данной работы.
В целом предприниматели региона активно используют сервис: количество обращений, поданных, в систему досудебного обжалования, уверенно растет. В модуль поступают обращения, связанные с решениями/действиями контрольных органов, соблюдением моратория, качеством проведения профилактических визитов. Но как уже отмечалось ранее, чаще всего представители бизнеса ходатайствуют о продлении срока исполнения предписаний.
Работа по развитию данного сервиса будет продолжена в Свердловской области с учетом логики федеральных поручений и приоритетов, предусмотренных Концепцией совершенствования контрольно-надзорной деятельности до 2026 года, и акцентов, обозначенных Центром стратегических разработок.
Напомним, что обращение (жалобу или ходайство) можно подать в личном кабинете предпринимателя на Госуслугах. Подробная видео-инструкция размещена здесь: https://smotrim.ru/video/2839821.