В Свердловской области завершено формирование нормативно-правовой базы по внедрению досудебного обжалования решений органов власти при оказании услуг
01.07.2013 г. внесены изменения в Закон Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области». За нарушение порядка и сроков предоставления государственных и муниципальных услуг установлена административная ответственность для государственных и муниципальных служащих, а также должностных лиц государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих услуги.
Так, за нарушение порядка и сроков предоставления государственных услуг административный штраф для должностных лиц исполнительных органов государственной власти Свердловской области составит от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
За нарушение порядка и сроков предоставления муниципальных услуг административный штраф для должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области составит от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Гораздо строже оценивается ответственность должностных лиц, наделенных полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению. Ответственность по таким нарушениям установлена пунктами 3 и 5 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и составляет от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, а за повторное правонарушение – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Отметим, что процедура досудебного обжалования законодательно закреплена в главе 2.1. Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Так, каждый заявитель имеет право до обращения в суд подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа власти должностному лицу, наделенному полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, которая будет рассмотрена в сокращенные (до 15 дней) сроки.
Жалоба может быть направлена в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги;
3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами федерального, регионального или муниципального уровня для предоставления государственной или муниципальной услуги;
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами федерального, регионального или муниципального уровня для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя;
5) отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами федерального, регионального или муниципального уровня;
6) затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами федерального, регионального или муниципального уровня;
7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
В Свердловской области постановлением Правительства Свердловской области от 21.11.2012 г. № 1305-ПП утверждено Положение об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти Свердловской области, предоставляющих государственные услуги, и их должностных лиц, государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Свердловской области, предоставляющих государственные услуги.
Органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенным на территории Свердловской области, рекомендовано организовать принятие аналогичных муниципальных правовых актов.
В соответствии с Положением жалобу можно подать по 4 каналам:
- личном приеме, либо через представителя заявителя;
- в письменной форме, в том числе по почте;
- в электронном виде посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг;
- черезМФЦ.
Жалобы на решения, принятые руководителем исполнительного органа государственной власти Свердловской области, предоставляющего государственную услугу, направляются в Правительство Свердловской области на имя заместителя Председателя Правительства Свердловской области, курирующего вопросы соответствующего направления.
Кроме того, порядок и сроки рассмотрения жалоб заявителей в рамках досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти Свердловской области, предоставляющих государственные услуги, и их должностных лиц, государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Свердловской области, предоставляющих государственные услуги, указан в отдельном разделе в каждом административном регламенте предоставления государственной услуги.
С административными регламентами предоставления государственных услуг можно ознакомиться на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Свердловской области, являющихся разработчиками регламента, а также на сайте Административной реформы в Свердловской области по адресу: http://ar.gov66.ru.
Таким образом, в Свердловской области завершено формирование нормативно-правовой базы по внедрению досудебного обжалования решений органов власти при оказании услуг, что позволит усилить защиту интересов граждан за счет сокращения сроков рассмотрения жалоб с 30 дней до 15 дней, а также повысить меры ответственности должностных лиц по сравнению с обычным порядком рассмотрения обращения граждан, что, в свою очередь, приведет к повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг.