08 июня Законодательным собранием Свердловской области принят в третьем чтении Закон Свердловской области об оценке регулирующего воздействия

08 июня на заседании Законодательного собрания Свердловской области принят в трех чтениях Закон Свердловской области «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Свердловской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Свердловской области и муниципальных нормативных правовых актов».

Напомним, что оценка регулирующего воздействия проводится в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, ее конечная цель – устранение административных барьеров, препятствующих ведению бизнеса, обеспечение благоприятных условий для его ведения.

Принятый закон был разработан во исполнение Федерального закона от 2 июля 2013 года № 176-ФЗ, внесшего изменения в нормативную правовую базу в сфере оценки регулирующего воздействия и определившего сроки внедрения данной процедуры на региональном уровне – с 2014 года, а на муниципальном – поэтапно с 2015 года.

Вместе с тем, в Свердловской области как пилотном регионе уже с 2013 года проводится оценка регулирующего воздействия проектов актов, подготавливаемых региональными исполнительными органами власти. За прошедшее время проведена оценка 107 проектов актов, из них по 94 приняты положительные решения, а по 6 инициативам отказано в дальнейшей разработке ввиду нецелесообразности или замены иными эффективными мерами. В настоящее время обсуждаются такие значимые инициативы Правительства Свердловской области, как внесение изменений в Закон Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» и постановление Правительства Свердловской области от 20.06.2011 № 748-ПП «О предоставлении государственных гарантий Свердловской области субъектам инвестиционной деятельности», а также принятие Плана мероприятий, направленных на насыщение внутреннего рынка Свердловской области безопасными и конкурентоспособными пищевыми продуктами на 2014-2016 годы. Ознакомиться с проектами актов можно на официальном сайте Административной реформы Свердловской области в разделе «Публичные консультации по проектам НПА Свердловской области» http://ar.gov66.ru/article/konsultaciiso.

С принятием закона процедура ОРВ будет распространяться на все проекты областных актов. Так, разработчики теперь будут обязаны представлять законопроекты в профильный исполнительный орган власти, который проведет экономическую экспертизу целесообразности и эффективности вводимого регулирования. Публичные консультации по-прежнему будут проводиться на сайте Административной реформы Свердловской области http://ar.gov66.ru/ и все поступающие предложения должны будут рассматриваться разработчиками. Принятый закон регулирует также проведение экспертизы действующих нормативных актов Свердловской области в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности. Оценка эффективности уже действующего законодательства проводится в Свердловской области также с 2013 года. В случае выявления в актах каких-либо административных барьеров по итогам экспертизы в них вносятся изменения. Подробнее о результатах экспертизы и текущей работе можно узнать в разделе «Экспертиза действующих НПА» http://ar.gov66.ru/article/expertiza.

Ключевой задачей развития ОРВ в Свердловской области на данном этапе является привлечение профессионального сообщества к участию в публичных консультациях. К сожалению, сегодня вовлеченность предпринимателей и общественных организаций в обсуждение планируемых к принятию нормативных актов низкая, преимущественно участвует Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, по значимым актам поступают предложения от Уральской торгово-промышленной палаты и отдельных крупных организаций.

Предприниматели на местах, как правило, не участвуют в обсуждении принимаемых актов. В то же время оценка регулирующего воздействия сегодня признана мировым сообществом как самый эффективный механизм совершенствовании регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности. Поэтому наша задача - найти эффективные коммуникации для вовлечения профессионального сообщества в процесс разработки проектов нормативных правовых актов. Особенно это становится актуальным для местного уровня регулирования – когда все принимаемые решения непосредственно касаются предпринимателей, работающих в этой территории.