О смене подходов к расчету величины прожиточного минимума

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения Федерального закона № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в части периодичности исчисления и порядка установления прожиточного минимума в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

В предыдущие годы прожиточный минимум в среднем на душу населения и по социально-демографическим группам устанавливался ежеквартально и был связан со стоимостью потребительской корзины, то есть зависел от динамики цен на потребительские товары. Такой расчет обуславливал колебания прожиточного минимума. Так, в периоды сезонного снижения цен на плодо-овощную продукцию снижение прожиточного минимума в отдельные кварталы. Традиционно происходит снижение показателя за четвертый квартал по сравнению с третьим.

Вместе с тем экспертным сообществом обсуждалась необходимость пересмотра подходов к расчетам прожиточного минимума, отказа от привязки к потребительским корзинам ввиду их несоответствия реальным нуждам населения.

С 2021 года на федеральном уровне осуществлен переход к установлению величины прожиточного минимума на очередной год, исходя из медианного среднедушевого дохода в целом по Российской Федерации. Регионы будут использовать данную среднероссийскую величину для установления своих прожиточных минимумов. Ожидается, что рассчитанный по новой методике прожиточный минимум в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации будут расти теми же темпами, что доход и зарплата большинства граждан.

Кроме того, с 2021 года прожиточный минимум устанавливается сразу на год, а не на квартал, как это было прежде.

Приведение федеральной и региональной нормативно-правовой базы в соответствие новому Федеральному закону будет осуществляться в течение первого полугодия 2021 года.

С учетом новаций федерального законодательства Правительством Свердловской области осуществляется подготовка к принятию прожиточного минимума на 2021 год.

Величина прожиточного минимума применяется в качестве критерия для определения уровня жизни и права граждан на получение ряда мер государственной социальной помощи (выплата ежемесячных пособий на ребенка, оказание социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и др.).