Об уровне жизни и доходах населения Свердловской области в 2012 году

Показатели уровня жизни и благосостояния населения Свердловской области являются по существу индикатором эффективности реализации промышленной, инвестиционной, бюджетно-налоговой политики региона. В связи с этим основные показатели уровня жизни и доходов населения включены в большинство стратегических документов, реализуемых на территории Свердловской области.

В том числе:

  • Стратегия социально-экономического развития Уральского Федерального округа на период до 2020 года;
  • Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года;
  • Концепция сбережения населения Свердловской области;
  • Программа социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы;
  • Программа демографического развития Свердловской области на период до 2025 года ("Уральская семья");
  • Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях Свердловской области на период до 2018 года;
  • Показатели для оценки эффективности деятельности ИОГВ СО и их планируемых значениях на трехлетний период.

На протяжении нескольких лет Свердловская область опережает среднероссийский уровень по размеру среднедушевых доходов и в 2012 году вошла в число 15 субъектов РФ – лидеров по данному показателю.

В номинальном выражении среднедушевые денежные доходы населения Свердловской области в 2012 году выросли на 10,2% и составили  27394  рубля, что выше среднероссийского показателя на 20% (или на 4,6 тыс. рублей).

Если сравнивать с соседними регионами, то доходы на душу населения в Свердловской области были выше, чем в Курганской и Челябинской областях, но ниже аналогичного показателя Тюменской области (с округами).

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен)    в 2012 году увеличились на 4,5% к уровню 2011 года.

Основным источником доходов населения остается заработная плата.

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника по полному кругу организаций Свердловской области в 2012 году сложилась на прогнозируемом уровне – 25715,2 рубля, или 114,6% к уровню 2011 года, в целом по России – 26822,3 рубля (113,9%).

Благодаря опережающим по сравнению со среднероссийскими темпам роста заработной платы в Свердловской области в 2011-2012 годах сокращается разрыв в уровне заработной платы, однако не удается преодолеть отставание в 1000 рублей по абсолютному значению.

Что касается текущего рейтинга региона, то в 2012 году по уровню начисленной заработной платы Свердловская область закрепилась на 20 месте среди субъектов Российской Федерации, поднявшись на 1 позицию вверх в сопоставлении с 2010-2011 годами.

В Уральском федеральном округе регион, уступая Тюменской области (с округами), занимает 2 место.

В отраслевом разрезе в сравнении со среднероссийским значением уровень среднемесячной заработной платы в Свердловской области выше в большинстве обрабатывающих производств, хотя темпы роста зарплаты в промышленности замедлились по сравнению с предыдущим годом.

Также по итогам 2012 года превышает среднероссийский уровень заработная плата в Свердловской области по видам экономической деятельности «Образование» и «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» (на 4,4% и 9,7% соответственно).

Влияние на рост заработной платы работников этой сферы деятельности оказали, в том числе, проведенные в 2012 году мероприятия Правительства Свердловской области по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы, в частности:

-индексация заработной платы работников бюджетной сферы Свердловской области на 6% с 1 октября 2012 года;

- доведение заработной платы педагогических работников дошкольных общеобразовательных учреждений до средней заработной платы сфере общего образования Свердловской области с 1 декабря 2012 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В декабре 2012 года заработная плата указанной категории работников составила 23984 рубля.

Согласно данным Росстата по итогам 2012 года Свердловская область занимает 13 место среди субъектов Российской Федерации по уровню заработной платы в области здравоохранения, 15 место – в образовании и в области культуры и искусства.

К числу мероприятий, направленных на  повышение заработной платы в Свердловской области относятся:

- повышение  минимальной заработной платы в целях поэтапного доведения ее размера до уровня величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Свердловской области;

- мониторинг задолженности по выплате заработной платы и принятие мер в отношении «проблемных» организаций, имеющих просроченную задолженность по выплате заработной платы и платежам во внебюджетные фонды, в рамках работы Координационного совета по вопросам оплаты труда под руководством Председателя Правительства Свердловской области Д.В. Паслера.

Реализация мероприятий по увеличению денежных доходов способствует снижению доли населения Свердловской области, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума.

В Свердловской области этот показатель, определяющий границу бедности, традиционно ниже среднероссийского и ниже, чем в большинстве субъектов Уральского федерального округа (кроме ЯНАО и ХМАО).

По итогам 2011 года доля такого населения в Свердловской области составила 10,5%, что позволило Свердловской области войти в число 15 субъектов Российской Федерации, имеющих лучшие значения по данному показателю.

По предварительной оценке доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума по итогам 2012 года не превысит 10%. В дальнейшем тенденция снижения значения показателя сохранится.

Величина прожиточного минимума, в свою очередь, ежеквартально рассчитывается Министерством экономики Свердловской области по всем социально-демографическим группам населения и утверждается постановлениями Правительства Свердловской области.

В настоящее время начата работа по актуализации потребительской корзины в Свердловской области, на основе которой рассчитывается прожиточный минимум.

В соответствии с федеральными документами расширен состав и объемы потребления продуктов питания в минимальном наборе потребительской корзины, а стоимость непродовольственных товаров и услуг теперь  определяется в соотношении со стоимостью продуктов питания.

 По оценкам, переход на нормативно-статистический метод определения потребительской корзины приведет к увеличению прожиточного минимума для всех социально-демографических групп населения и, следовательно, расширению круга  малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, которым в соответствии с действующим законодательством оказываются меры государственной социальной помощи.

В настоящее время законопроект о потребительской корзине в Свердловской области проходит согласование в исполнительных органах государственной  власти Свердловской области, Федерации профсоюзов Свердловской области и Региональном объединении работодателей «Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей».