Вопросы реализации муниципального контроля обсудили во второй день работы VII Общероссийского форума стратегического развития «Города России 2030: новые рубежи»

Минэкономразвития России, Центром стратегических разработок совместно с Министерством экономики региона 17 ноября проведена сессия «Практики внедрения новых инструментов муниципального контроля в городах» на которой обсудили актуальные вопросы формирования механизмов муниципального контроля.

На сегодняшний день на федеральном и региональном уровнях ведется активная работа над совершенствованием инструментов муниципального контроля.

Так, в 2023 году в целом по стране проведено 1,2 тыс. проверок по муниципальным видам контроля (за весь 2022 год – порядка 2 тыс.).

Более 98% проверок приходится на три вида муниципального контроля:

 жилищный контроль;

 земельный контроль;

 контроль в сфере благоустройства;

«256 проверок проведено в 2023 году по индикаторам риска, – подчеркнул директор Департамента государственной политики, в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития Александр Вдовин. – Это в семь раз больше, чем в 2022 году».

Напомним, что индикаторы риска – основание для проведения внеплановых проверок бизнеса. Индикатор должен вовремя просигнализировать о возможном нарушении обязательных требований.

Все органы муниципального контроля должны обеспечить поэтапный переход к проведению большинства внеплановых мероприятий на основании «срабатывания» индикаторов риска, что позволит снизить административную нагрузку на бизнес и сделать процедуры контроля предсказуемыми и понятными.

Министр экономики и территориального развития Свердловской области Руслан Садыков рассказал об организации муниципального контроля в регионе и представил предложения по совершенствованию КНД на этом уровне.

 «В регионе реализуется шесть видов муниципального контроля, разработаны и приняты более четырехсот положений по видам контроля. За последние два года количество проверок, проводимых муниципальными органами контроля, сократилось почти в 5 раз, а на 2024 год проверки не планируются. Количество профилактических мероприятий в этом году увеличилось на 8 процентов, планомерно растет и доля профилактических визитов. Кроме того, в настоящее время органами местного самоуправления отменены 806 индикаторов риска, актуализированы 397 индикатора, принято 571 новых индикаторов», – сказал Министр.

Кроме того, министр выступил с идеей сформировать рейтинг органов муниципального контроля. «Муниципальный рейтинг – это не просто формальный список «лучших» и «худших», а это способ узнать опыт коллег, определить для себя перспективные направления для усиления работы», – сказал Руслан Садыков.

Также Руслан Садыков отметил большой вклад в вопросы повышения качества регуляторной среды Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, Уральской торгово-промышленная палатой, Уполномоченного по защите прав предпринимателей Свердловской области, бизнес-сообщества и региональных органов прокуратуры.

Заместитель Главы Екатеринбурга Дмитрий Ноженко проинформировал об акцентах в выстраивании профилактической работы в условиях введенного моратория на проверки, в том числе о целесообразности качественного мониторинга реакции контролируемых лиц на выносимые органами контроля предостережения.

Своими практиками в области организации муниципального контроля поделились руководители Тюмени, Ханты-Мансийска и городского округа Лесной Свердловской области.

 «Можно констатировать, что на сегодняшний день острота вопроса по муниципальному контролю снята», – сказал модератор сессии Константин Никитин, Заместитель генерального директора, директор центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности Центра стратегических разработок.

В целом участниками сессии отмечено, что муниципальные образования динамично включены в процесс формирования сбалансированной регуляторной среды, и вносят свой вклад в создание «культуры» добросовестного ведения бизнеса.