Диспетчерские центры связи для граждан с нарушением слуха – Мир без границ (Екатеринбург, Ревда, Нижний Тагил, Ирбит, Краснотурьинск)

Тематическое направление практики: содействие и участие в решении проблем инвалидов по вопросам создания доступной среды жизнедеятельности.

Целевая аудитория: граждане с нарушением слуха г. Екатеринбурга
и Свердловской области.

Задачи: 

– создание условий по обеспечению беспрепятственного доступа гражданам с нарушением слуха к информации в приоритетных сферах жизнедеятельности: медицина, образование, трудоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство, право, пенсионное и социальное обеспечение, спорт, культурно-досуговая деятельность, вызов экстренных оперативных служб;

– обеспечение работы диспетчерских центров связи для граждан с нарушением слуха;

– информирование общественности, граждан с нарушением слуха о работе диспетчерских центров, о способах обращения в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Описание практики

Ежедневно инвалиды по слуху Свердловской области испытывают ограничения в реализации законных прав и интересов, когда обращаются за оказанием медицинской, правовой, социальной и другой помощи. Это происходит по причине того, что в силу психофизиологических особенностей, данная категория граждан осуществляет коммуникацию посредством русского жестового языка, который с детства является для них родным, а письменная речь зачастую недоступна для восприятия и передачи достоверной информации. Вызов экстренных оперативных служб также остается не доступен. Для беспрепятственного доступа инвалидов по слуху к информации требуется коммуникация посредством русского жестового языка. Между тем специалисты, которые владеют русским жестовым языком, в остром дефиците. А специалистов, которые владеют русским жестовым языком в достаточной мере, позволяющей понимать инвалида по слуху и оказывать ему эффективный сурдоперевод еще меньше. Так, оказавшись в местах общественного назначения инвалиды по слуху остаются отрезанными от информации.

Дефицит кадров, которые владеют русским жестовым языком на достаточном уровне, и высокая потребность инвалидов по слуху в беспрепятственном доступе к информации определили проблему.

Для решения проблемы в рамках проекта предусмотрено обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов по слуху к информации, в приоритетных сферах жизнедеятельности, посредством перевода русского жестового языка.

Для оказания такой помощи привлечены переводчики русского жестового языка, которые осуществляют прием обращений по видеосвязи и лично. Таким образом на приеме у врача, в полиции, школе, пенсионном фонде и в других учреждениях, инвалид по слуху может понять обращенную к нему речь и дать адекватную обратную связь. Для этого ему нужно обратиться к приложению в телефоне - «WhatsApp» и нажать кнопку видеовызова. Тогда устанавливается видеосвязь со специалистом, и инвалид по слуху получает требуемую помощь. Те граждане, которые не могут осуществлять видеозвонок посредством «WhatsApp», например пожилые, могут обратиться за помощью лично. Вызов экстренных оперативных служб, для оказания помощи инвалиду по слуху, осуществятся следующим образом.  Например, специалисту поступает видеозвонок от инвалида по слуху с просьбой вызвать пожарную службу. Специалист совершает звонок по телефону в требуемую службу и остается на связи с инвалидом по слуху, оказывая прямой и обратный сурдоперевод до устранения проблемы.   Или инвалиду по слуху требуется срочная медицинская помощь, тогда он совершает видеозвонок и специалист связывается со службой скорой медицинской помощи, дожидается приезда врача к инвалиду по слуху, осуществляет сурдоперевод во время оказания медицинской помощи до полного ее завершения.

Прием обращений от инвалидов по слуху и оказание помощи   обеспечено с понедельника по пятницу, с 9.00 до 18.00 часов. Таким образом, инвалиды по слуху Свердловской области получают доступ к информации на русском жестовом языке, в таких сферах, как - образование, медицина, трудоустройство, жилищно-бытовая, культуры и искусства, экстренные службы будут доступны для инвалидов по слуху. Это помогает глухим и слабослышащим жителям Свердловской области говорить на одном языке с окружающим миром и соответственно беспрепятственно реализовывать законные права.

Результаты практики:

–  в период с 1 ноября 2018 г. по 31 марта 2019 г., глухим и слабослышащим гражданам оказана помощь по 2959 обращениям. В период с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. оказана помощь по 10 684 обращениям. В период с 21 мая 2020 г. по 21 мая 2021 г. оказана помощь
по 27922 обращениям. С 20 марта 2023 г. по 22 июня 2023 г. оказана помощь по 4 900 обращениям;

–  одними из приоритетных вопросов, по которым обращались граждане стали вопросы связанные с оказанием медицинской, социальной и юридической помощи;

–  особое значение имеет помощь, оказанная по экстренным вопросам, так как служба 112 не может обеспечить полный доступ инвалидов по слуху к системе 112;

–  создана презентации с информацией о способах обращения в систему 112 граждан с нарушением слуха для вызова экстренных оперативных служб;

–  размещено 166 публикаций о помощи глухим и слабослышащим гражданам посредством сурдоперевода;

–  распространены листовки с информацией о работе диспетчерских центров, в 55-ти муниципальных образованиях Свердловской области (в том числе на информационных стендах учреждений сфер социальной защиты, образования, здравоохранения и занятости населения), в количестве
889 экземпляров;

–  привлечено 14 переводчиков русского жестового языка;

–  создано техническое обеспечение деятельности переводчиков русского жестового языка по приему обращений и оказанию помощи гражданам с нарушением слуха, посредством приобретения телефонного устройства, ноутбука, принтера.

География практики:

Екатеринбург, Ирбит, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Краснотурьинск, Первоуральск, Ревда, Асбест, Серов, Верхняя Салда, Красноуфимск, Березовский, Верхняя Пышма, Североуральск, Реж, Полевской, Алапаевск, Камышлов, Дегтярск, Сухой Лог, Новоуральск, Сысерть, Богданович, Туринск, Артемовск, Тавда, Талица.

Сроки реализации практики: 1 ноября 2018 г.-31 марта 2019 г, 1 июля 2019 г.-31 декабря 2019 г., 21 мая 2020 г.-21 мая 2021 г. В настоящее время практика продолжается, проект получил название «Мир без границ», срок реализации -  20 марта 2023 г. -19 марта 2024 г.

Стоимость реализации практики:

Стоимость проекта с 1 ноября 2018 г. по 31 марта 2019 г. составила
1 057 539,60. Стоимость проекта с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. составила 1340000,00. Стоимость проекта с 21 мая 2020 г.-21 мая 2021 составила 2 392 378,00. Стоимость проекта с 20 марта 2023 г.-19 марта 2024 г. составит 1 045 593,00.

Команда практики:

 1.Черемера Людмила Александровна — председатель СРО ОООИ ВОГ, тел.:374-22-57 (5), эл. почта: lcheremera@mail.ru.

2. Кочнева Татьяна Витальевна — главный специалист СРО ОООИ ВОГ, тел.: 374-22-57 (701), эл. почта: voronova-t@list.ru.

3. Казанцева Лариса Витальевна — председатель Екатеринбургского местного отделения ВОГ, тел.: 374-22-57.

Информационные ресурсы практики

Сайт: deafural.okis.ru

Социальные сети: https://vk.com/club149033070;  https://ok.ru/profile/560513939702

Сайты: Министерства социальной политики Свердловской области, Общественной палаты Свердловской области, Областного центра реабилитации, портала «Дополняя друг друга», портал «Гор.сайт», Вести-Урал, Уральский рабочий.

Ссылки: