ИТОГИ проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов в Свердловской области за I полугодие 2024 года

Министерством экономики и территориального развития Свердловской области подведены предварительные итоги проведения процедур оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов в Свердловской области (региональный и муниципальный аспекты) за I полугодие 2024 года.

I. Региональный компонент.
Так, в отчетном периоде на официальный интернет-портал для проведения публичных консультаций «Оценка регулирующего воздействия в Свердловской области» – http://regulation.midural.ru (далее – портал ОРВ) поступили 78 проектов нормативных правовых актов Свердловской области (далее – НПА Свердловской области) от 14 отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области (далее – ИОГВ), что превышает значение аналогичного периода 2023 года на 14 % (за первое полугодие 2023 года на портал ОРВ поступили 68 проектов НПА Свердловской области).

Структура 78 проектов НПА Свердловской области:

 

 

Наибольшее количество проектов НПА Свердловской области, подлежащих ОРВ, разработано Министерством агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (19 проектов), Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (14 проектов), Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (9 проектов).

Структура проведения ОРВ по проектам НПА Свердловской области в разрезе отраслевых ИОГВ представлена на диаграмме.

По результатам проведения процедуры ОРВ проектов НПА Свердловской области подготовлено 9 отрицательных заключений. Отраслевыми ИОГВ проведено 12 согласительных совещаний, в том числе согласительное совещание у Первого Заместителя Губернатора Свердловской области. По 4 НПА Свердловской области ИОГВ принято решение об отказе от разработки.

Финансовая оценка проведена в отношении 82 % проектов НПА Свердловской области (64 проекта НПА Свердловской области) из общего количества проектов, поступивших на портал ОРВ, что на 8% превышает показатель I квартала 2024 года.

Представители региональных бизнес-объединений, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Свердловской области (аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей Свердловской области), а также отдельные предприниматели и эксперты традиционно приняли активное участие в публичных консультациях по проектам НПА Свердловской области. Так, за первое полугодие 2024 года было получено 81 предложение и замечание.

По двум проектам НПА Свердловской области проведены дополнительные публичные консультации, по результатам которых поступившие предложения и замечания учтены, учтены частично, либо урегулированы, это:
– проект постановления Правительства Свердловской области «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, возникающих в результате установления льготного тарифа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» (протокол от 26.03.2024 № 28);
– проект закона Свердловской области «О внесении изменений в статью 5-1 Закона Свердловской области «О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и ограничения ее потребления на территории Свердловской области».

Проведение экспертизы и оценки фактического воздействия действующих НПА Свердловской области осуществлялось в соответствии с приказом Министерства экономики и территориального развития Свердловской области от 20.12.2023 № 108 «О принятии решения о проведении экспертизы нормативных правовых актов Свердловской области в 2024 году».

Также, в I полугодии 2024 года экспертиза и оценка фактического воздействия проведена по 10 действующим НПА Свердловской области. По одному из действующих НПА Свердловской области проведены дополнительные публичные консультации, по результатам проведения которых поступившие предложения и замечания учтены, а также принято решение о доработке действующего регулирования (протокол от 28.03.2024 № 1):
– постановление Правительства Свердловской области от 01.10.2020 № 683-ПП «О внесении изменений в Порядок организации ярмарок на территории Свердловской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2017 № 908-ПП».

II. Муниципальный компонент.
За I полугодие 2024 года на портал ОРВ для проведения публичных консультаций поступили 267 проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее – муниципальные НПА). Также по 223 действующим муниципальным НПА проведены экспертиза и оценка фактического воздействия (далее – экспертиза и ОФВ).

По итогам первого полугодия 2024 года количество муниципальных НПА, в отношении которых проведена экспертиза и ОФВ, увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2023 года более чем на 23%.

Напомним, что в I квартале 2024 года сформирован рейтинг качества осуществления оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области за 2023 год (далее – рейтинг).

По итогам рейтинга 12 муниципальных образований вошли в группу «Высший уровень», что превышает значение 2022 года более чем на 30 %. В группу «Хороший уровень» вошли 32 муниципальных образования, в группу «Удовлетворительный уровень» – 28 муниципальных образований. В группе «Неудовлетворительный уровень» второй год подряд муниципальные образования отсутствуют.
С результатами рейтинга можно ознакомиться по ссылке: http://ar.gov66.ru/organam-vlasti/vnedrenie-otsenki-reguliruyushhego-voz....

III. Совершенствование нормативного правового регулирования института оценки регулирующего воздействия.
В Свердловской области продолжена совместная работа Министерства экономики и территориального развития Свердловской области и отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области, бизнес-сообщества, Уполномоченного по защите прав предпринимателей Свердловской области (аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей Свердловской области) и отдельных экспертов по вопросам совершенствования нормативного правового регулирования института оценки регулирующего воздействия.

Так, 26 февраля 2024 года с участием указанных выше заинтересованных лиц состоялось заседание рабочей группы по внесению изменений в нормативные правовые акты Свердловской области, регулирующие проведение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов и экспертизы действующих нормативных правовых актов Свердловской области и установления оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Свердловской области, созданной приказом Министерства экономики и территориального развития Свердловской области от 30.03.2016 № 24 (протокол от 07.03.2024 № 6).

В ходе заседания были, в частности, рассмотрены вопросы внесения изменений в региональный порядок проведения ОРВ, экспертизы и ОФВ, внесения 
изменений в методику расчета издержек субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, расширения оснований для формирования решений об экспертизе действующих НПА Свердловской области, формирования проекта плана проведения оценки применения обязательных требований, содержащихся в НПА Свердловской области, на 2024 год, и другие.

В I полугодии 2024 года приняты следующие приказы Министерства экономики и территориального развития Свердловской области:
– от 29.02.2024 № 26 «Об утверждении плана проведения оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Свердловской области, на 2024 год»;
– от 28.03.2024 № 40 «О внесении изменений в Перечень нормативных правовых актов Свердловской области, в отношении которых принято решение о проведении экспертизы нормативных правовых актов Свердловской области в 2024 году, утвержденный приказом Министерства экономики и территориального развития Свердловской области от 20.12.2023 № 108»;
– от 29.03.2024 № 5-НПА «О внесении изменений в методические рекомендации по внедрению порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Свердловской области, утвержденные приказом Министерства экономики и территориального развития Свердловской области от 26.10.2023 № 13-НПА»;
– от 29.03.2024 № 5-НПА «О внесении изменений в методические рекомендации по внедрению порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Свердловской области, утвержденные приказом Министерства экономики и территориального развития Свердловской области от 26.10.2023 № 13-НПА»;
– от 17.04.2024 № 43 «О внесении изменений в план проведения оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Свердловской области, на 2024 утвержденный приказом Министерства экономики и территориального развития Свердловской области от 29.02.2024 № 26»;
– от 20.05.2024 № 59 «О внесении изменений в приказ Министерства экономики и территориального развития Свердловской области от 20.12.2023 № 108 «О принятии решения о проведении экспертизы нормативных правовых актов Свердловской области в 2024 году».

IV. Методическое обеспечение деятельности разработчиков.

Методическая поддержка по процедурам ОРВ, экспертизы и оценки фактического воздействия осуществляется специалистами Министерства экономики и территориального развития Свердловской области практически в ежедневном режиме путем проведения устных и письменных (в том числе по электронной почте) консультаций сотрудников исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (реализован индивидуальный подход) и в 2-х рабочих чатах «ОРВ муниципальных НПА Свердловской области» и «Рабочая группа по обсуждению НПА», созданных в мессенджере Telegram.

В целях дальнейшего повышения качества регуляторных процедур Министерством экономики и территориального развития Свердловской области в I полугодии 2024 года организованы и проведены следующие методические мероприятия:
– 11 апреля 2024 года методический онлайн-семинар «Об отдельных вопросах качества проведения оценки регулирующего воздействия в муниципальных образованиях», в котором приняли участие порядка 140 муниципальных служащих;
– 6 июня 2024 года деловая игра по вопросу качества оценки регулирующего воздействия «Секреты ОРВ: Эффективное государственное регулирование», в которой приняли участие региональные и муниципальные разработчики, представители Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области, от бизнеса, науки и отдельные эксперты, всего более 40 человек.