Свердловская область признана лидером среди регионов России по развитию механизмов публичного обсуждения нормативных актов и их проектов

Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства в ноябре 2013 года проведено исследование нормативной правовой базы, а также существующего de fakto положения дел в субъектах Российской Федерации в области раскрытия информации о подготовке нормативных правовых актов, проведения экспертизы действующих актов, а также антикоррупционной экспертизы проектов актов, и привлечению к их обсуждению граждан, представителей бизнеса, экспертного и научного сообщества, общественных организаций.

В рамках мониторинга проводилась оценка 5 блоков информации по регионам, а именно:

1. Внедрение публичных (общественных) обсуждений;

2. Возможности участия граждан в выработке и принятии решений;

3. Раскрытие информации при проведении ОРВ;

4. Экспертиза действующих нормативных правовых  актов;

5. Проведение антикоррупционной экспертизы.

По совокупной оценке всех блоков Свердловская область заняла лидирующую позицию среди регионов России, набрав 18,5 баллов из 44 возможных. На втором месте с отставанием в 1 бал – Хабаровский край и Воронежская область.

Следует отметить, что Свердловская область вошла в ТОП -10 регионов при оценке блоков 2, 3, 4. Данное обстоятельство обусловлено тем, что наш регион в числе первых внедрил процедуру оценки регулирующего воздействия проектов и действующих актов и уже накопил значительный опыт по данным направлениям.

Так, в 2013 году на сайте «Административная реформа в Свердловской области» были запущены публичные консультации по 77 проектам нормативных правовых актов, которые были доработаны на основе поступивших предложений. Важным аспектом раскрытия информации о разрабатываемых актах в Свердловской области, по мнению исследователей, является доведение до участников публичных консультаций обратной связи по рассмотрению их мнений.

Свердловская область один из немногих регионов внедривших на практике экспертизу действующих актов. План ее проведения и заключения по актам формируются при непосредственном участии предпринимательского сообщества. Посредством сайта «Административная реформа в Свердловской области» с предпринимательским сообществом в 2013 году были обсуждены 7 действующих нормативных правовых акта. Результатом совместной работы органов власти и бизнес-сообщества стали изменение порядка выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Свердловской области, и перечня документов, необходимых для осуществления контроля в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

Принять участие в формировании управленческих решений жители Свердловской области могут также путем участия в коллегиальных совещательных органах, например, Совете по инвестициям при Губернаторе, межведомственной комиссии по снижению административных барьеров, общественных советах при исполнительных органах власти, а также подав свою инициативу через сайт «Российская общественная инициатива».

Вместе с тем, исследование показало, что в целом уровень открытости органов власти в России достаточно низкий, многие принятые в мировой практике механизмы взаимодействия общества и власти неразвиты, в частности, для Свердловской области перспективным является совершенствование таких направлений, как проведение референдумов, антикоррупционной экспертизы и работа с обращениями граждан.